АФК Система планирует приобрести
нефтеналивной терминал на мысе Мохнаткина Пахта в Мурманской области.
Холдинг обладает достаточными финансовыми возможностями для реализации
инвестиционного проекта по расширению мощностей терминала, однако для
этого необходимо договариваться с Министерством обороны, поэтому
подготовка сделки может занять длительное время. В краткосрочной
перспективе новость не окажет существенного влияния на котировки акций
АФК.
Интерес Системы нефтеперевалочному терминалу понятен, так как недавно
была запущена добыча на месторождении им. Требса и Титова,
подконтрольном дочерней структуре корпорации ― Башнефти. Вероятнее
всего, часть добываемого там сырья будет пущена через данный терминал.
Башнефть также владеет пятью лицензионными участками в Ненецком АО, но
работы по ним находятся на этапе сейсморазведки, так что в ближайшее
время промышленная добыча нефти на них не планируется. Помимо нефти
терминал будет также использован для перевалки мазута. Предполагается,
что через него будет экспортироваться не только сырье Башнефти, но и
других компаний.
В рамках сотрудничества по разработке
месторождений им. Требса и Титова, было создано СП ООО «Башнефть-полюс».
В нем 74,9% принадлежит Башнефти, а 25,1% ― ЛУКОЙЛу. Эта структура
выкупила у последнего 29 поисковых и разведочных скважин. Башнефть, в
свою очередь, перевела лицензии на разработку Требса и Титова на баланс
СП. В этой связи разразился конфликт: в требованиях к лицензии
указывалось, что 42% добытого сырья должны быть переработаны на
собственных мощностях компании, а поскольку Башнефть-Полюс не обладает
перерабатывающими мощностями, лицензии были возвращены материнской
компании.
Перерабатывающие мощности Башнефти
находятся весьма далеко, в Башкирии, и транспортировка потребует
существенных затрат. Однако находящийся сравнительно близко терминал
Варандей и прочая инфраструктура ЛУКОЙЛа, партнера компании, позволяет
экспортировать нефть. Башнефть в данный момент проводит работу с
профильными ведомствами по изменению текста лицензии с целью возвращения
их Башнефть-Полюсу. Это позволило бы Башнефти реализовывать сырье,
полученное на месторождении им. Требса и Титова на более выгодных
рынках.
Ранее предполагалось, что для экспорта
нефти с новых участков будет использована инфраструктура ЛУКОЙЛа, в
частности Варандейский нефтеналивной терминал, который расположен
гораздо ближе к месторождениям Требса и Титова, в Баренцевом море. В
2012 году через него ЛУКОЙЛ поставил за рубеж лишь 3,2 млн тонн, притом
что проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн.
Объемы нефтедобычи ЛУКОЙЛа в
Тимано-Печоре снижаются, а пиковая добыча на месторождениях им. Требса и
Титова составит 5-6 млн тонн, так что мощности Варандейского терминала
должно быть более чем достаточно. Можно предположить, что значительные,
если не все, мощности терминала будут использоваться сторонними
компаниями, а не Башнефтью, так как это менее целесообразно. В связи с
этим сделка может быть также совершена в интересах сторонней нефтяной
компании, как было в случае с покупкой СГ-Транс, либо в интересах
Башнефти, если Варандейский терминал использовать не удастся. В конце
концов, приобретение может стать очередным шагом в стратегии АФК Система
по развитию транспортного бизнеса.
Целевая цена по обыкновенным акциям
Башнефти составляет $64,6, по привилегированным — $48,4. Рекомендация ―
«держать» оправданна в обоих случаях.
Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе
http://energo-news.ru/archives/114827
No comments:
Post a Comment